18-летний полузащитник ЦСКА Алан Дзагоев рассказал о том, как отмечают его голы в родном Беслане, почему не хотел переходить в "Спартак", а также о том, как над ним подшучивают в команде.
- Для Беслана каждый приезд Алана Дзагоева - событие. Наверное, рвут на части?
- В этот раз все прошло на удивление спокойно. Вот в отпуске действительно пришлось тяжеловато. Постоянно куда-то мотался. Причем Бесланом не ограничивался. Разные мероприятия проходили и во Владикавказе. Меня, например, признали лучшим спортсменом Северной Осетии 2008 года. Приглашали на встречи с детьми - то в школы, то в бывший дворец пионеров. А ведь еще и кучу родственников нужно было обойти…
- В Северной Осетии футбольные успехи местных игроков отмечают шумно. Сыграл парень первый матч в премьер-лиге - пир горой. Родители режут барашка, столы ломятся от вина, шашлыка и знаменитых осетинских пирогов. Забил первый гол - снова полон дом гостей. Ваша семья - не исключение?
- Разумеется. Барашка, правда, не режут, но можно и без него хорошо посидеть, правильно? Мама печет пироги. Во дворе накрывают длинный стол. Приходят друзья, соседи, родственники. Сейчас дома с размахом празднуют не только победы ЦСКА, но и каждый мой гол. Соседи так и говорят: "Алан, почаще давай нам повод собраться за столом. Знай - стоит тебе забить, мы сразу поднимаем бокалы за твое здоровье". Больше всего запомнилось, как однажды приехал домой из Тольятти. Я еще во второй лиге играл. Отец созвал гостей, и весь вечер пили только за нас с братом. Это было очень трогательно.
- До сих пор отдаете родителям всю зарплату?
- Да. Себе оставляю процентов десять. Вполне достаточно.
- Зимой вы подарили отцу Lexus. Отличный автомобиль, - только не для Беслана.
- Верно. Тем более что купил седан - Lexus GS 300. Его там за год можно угробить. Эх, надо было джип брать! Вот он по нашим ужасным дорогам - то, что нужно.
- Вы-то когда за руль сядете?
- Ох, не знаю! Мечтаю о машине, да мама против. Боится за меня. Движение, говорит, в Москве сумасшедшее. Рано или поздно, конечно, у меня будет автомобиль. Но еще полгодика можно потерпеть. Ради мамы.
- Передвигаетесь на метро?
- Чаще - на такси. В Ватутинки всех "безлошадных" - меня, Рыжова, Щенникова - отвозит автобус. Вот, пожалуй, единственное место, где жалею, что нет машины. Иногда хочется задержаться на базе после тренировки, поработать еще с мячом. Но надо спешить к автобусу. Не будут же ребята одного меня ждать?
- Квартиру снимает клуб?
- В ЦСКА на это выделяют определенную сумму, если не укладываешься - доплачиваешь сам. Предыдущую "двушку" в районе Аэропорта клубные деньги полностью покрывали. Но пару месяцев назад решил снять трехкомнатную. И к метро ближе, и места всем хватает. Живу ведь по-прежнему с дядей и братом.
- Спартаковский селекционер Дмитрий Попов недавно сообщил, что еще в Тольятти положил на вас глаз. Однако ему объяснили, что переход в "Спартак" Дзагоева невозможен, - учитывая отношения Гинера с Абрамовичем, который и финансирует тольяттинскую академию. Для вас это новость?
- Нет. Впервые о варианте со "Спартаком" услышал в Крымске. Мы выиграли юношеский чемпионат России, мне вручили сразу два приза - лучшему игроку турнира и лучшему бомбардиру. Я совершенно не расстроился, что не отпустили в "Спартак". Знал, что уже на "карандаше" у ЦСКА. С 2005 года болею за эту команду, и мечтал играть именно там.
- По словам Бранислава Ивановича, в "Челси" новичок обязан что-то спеть после ужина. А в ЦСКА?
- Когда в команду взяли меня, Калоуду, Нецида - ничего не было. А пришел Маазу, и Игнашевич с Васей Березуцким начали его подкалывать, мол, у нас традиция - новый игрок должен сплясать. И Маазу прямо во время растяжки устроил какие-то африканские танцы. Вся команда хохотала.
- Для многих загадка, что за игрок Маазу. Вам как кажется?
- Хороший футболист. Скорость, техника. Сыграл всего ничего, а уже два мяча положил. Уровень!
- Василий Березуцкий в ЦСКА главный хохмач?
- Ага. Поражаюсь, насколько же с братом они разные. Лешка - спокойный, серьезный. А Вася постоянно всех веселит. Мне покоя не дает из-за паспорта.
- В смысле?
- Липовый, говорит. Написано, что ты 90-го года рождения, а на самом деле - старше на пару лет. Переубедить, что я "чистый", Васю невозможно.
- Вы говорили, что запоминаете тех, кто лупит по ногам. И стараетесь отомстить. Так было, к примеру, в матче с "Нанси". Кто же вас допек?
- То ли Макалусо, то ли Кальве. Несколько раз жестковато меня встретил. Ну и я в долгу не остался. А с "Депортиво" опорный хав Де Гузман извел. Сначала по ногам охаживал, затем вообще ногой в грудь засветил. Поквитаться с ним не успел - парня сразу заменили.
- Не боитесь нарваться на карточку?
- Если желтую получу - ничего страшного. Костоломам нельзя давать спуску. Но я же не прыгаю сзади в ноги - просто иду в жесткий стык.
- А в вас - сзади прыгали?
- Бывало. Иванов удружил. Причем и в прошлом году, играя за "Москву", и в этом, - когда уже в "Локомотив" перебрался. Как косой срубал. Потом всегда извиняется. Хоть это слабое утешение.
- Иванов - самый неприятный игрок в премьер-лиге?
- Нет. Хуже всех - Родолфу. Очень грязный защитник. Провокатор, бьет исподтишка, при "стандартах" чаще всего меня опекает. Мяч в десяти метрах пролетает, но Родолфу все равно обязательно руками толкнет или локтем побольнее двинет. В Кубке недавно я на нем желтую получил. Так довел, что пошел в него прямой ногой. А Родолфу позже меня на удаление пытался спровоцировать.
- Каким образом?
- Я спиной на бразильца облокотился, еле-еле зацепил, - а он на газон рухнул, лицо руками закрыл. Хорошо, судья разобрался в этом моменте. Противно смотреть на таких футболистов.
- С Газзаевым после ухода из ЦСКА общались?
- К сожалению, нет. Была б возможность - с удовольствием с ним поговорил.
- Какой разговор с ним особенно запомнился?
- Бывало, после матчей вызывал. Когда впервые пригласили в сборную, Газзаев сказал: "К тебе нынче будет повышенное внимание - надо вести себя правильно. И на поле не давать слабину". Еще врезалась в память установка перед игрой в Петербурге. Накануне Крижанац в интервью ляпнул, что "Зенит" на голову сильнее ЦСКА. Валерий Георгиевич зачитал этот пассаж в раздевалке. И добавил: "За такое нужно наказывать. Вы должны их выйти и порвать!" Что и сделали. Крижанац и впрямь перегнул палку. Дело не в ЦСКА - о любой команде необходимо отзываться с уважением.
- Со стороны казалось, Газзаев очень трепетно к вам относился. Берег.
- Да, хотя и он, и Шевчук могли накричать, если что-то на поле не устраивало. Оба - люди эмоциональные. Газзаев часто менял в конце матча. Объяснял, что дает передохнуть. "Но ты должен быть готов, что в следующем сезоне придется больше играть", - повторял он.
- В прошлом сезоне вы не скрывали, что на 90 минут вас не хватает.
- Сегодня все нормально. У нас отличный тренер по физподготовке. Да и организм окреп, привык к нагрузкам. Я их, кстати, никогда не боялся. Не забыть, как в 13 лет готовился во Владикавказе к юношескому Кубку России. Утром тренировался с командой, а потом занимался сам, подтягивал "физику". Так однажды за вечер пробежал 21 километр! Сейчас понимаю, что переборщил. Но тогда был готов на что угодно, лишь бы на поле все получалось.
- Что при Газзаеве в ЦСКА было нельзя, а при Зико - можно?
- Валерий Георгиевич не терпел опозданий. На поле всегда появлялся минута в минуту. Если кто-то прибежал позже него - штраф. Зико же на старте сезона смотрел на это сквозь пальцы. Можно было задержаться на десять-пятнадцать минут. Ждали, когда все соберутся - только после этого начиналась тренировка. Но на днях Зико объявил, что будет штрафовать за опоздания.
- Что он за человек?
- Не настолько жесткий, как Газзаев. Менее эмоционален. На моей памяти Зико раз сорвался на крик - в ходе матча с "Ростовом". Мы проигрывали дома, трибуны как раз притихли, - и я прекрасно слышал, как наш тренер орал.
- Когда вы в последний раз себе удивлялись?
- Наверное, это покажется странным, но был случай. На сборах играли с "Жилиной". Все знают, что у меня нет скорости. И вдруг в этом матче она появилась. Я просто летал по полю! Реально чувствовал, что бегу гораздо быстрее! Но в следующей игре все исчезло. Чудеса.
- Скорость - главный футбольный недостаток?
- Да. У меня никогда ее не было. На длинной дистанции еще неплохо выгляжу, а вот на короткой в ЦСКА обгоню разве что вратарей да Рахимича.
- Вы как-то рассказывали, что перед отъездом в Москву вас застращали милицией. Сталкивались?
- Один раз в метро проверили документы и отпустили. Я еще был игроком дубля. Потом, когда уже засветился в основе, снова тормознули. Милиционер паспорт требовать не стал - попросил сфотографироваться. На руке у него были часы с символикой ЦСКА. Больше ни у кого таких не видел. Вот и все мои встречи с милицией.
- Когда с девушками знакомитесь, куда же их приглашаете?
- В Москве с девушками еще не знакомился. У меня есть в Беслане девушка, с которой общаюсь уже два с половиной года. У нас все серьезно.
- От одиночества не страдаете?
- Был в марте тяжелый период. Что на меня накатило, ума не приложу. Было одиноко. Полная апатия. Ничего не хотелось, даже тренироваться. Работал на автомате. Я не понимал, что происходит? Вроде все замечательно, есть любимое дело, здоров, ни в чем не нуждаюсь - откуда же такая тоска?!
- Нашли для себя ответ?
- Нет. Я всегда настроен на позитивную волну. Поэтому и удивился внезапной перемене. Через две недели все прошло само собой.
"Спорт-Экспресс"